Вместо родителей – социальный педагог
Второго октября весь мир в десятый раз отметил Международный день социального педагога. Есть представители этой очень гуманной и одновременно скромной профессии и у нас в городе. Они работают в учреждениях образования и социальных службах. Труд их не бросается в глаза, а место работы скорее определяется не как передовая, а как тыл. О том, чем занимаются социальные педагоги, в чем особенности и трудности их профессии и какими качествами личности и чертами характера они должны обладать для исполнения своих профессиональных обязанностей, мы поговорили с социальным педагогом БФЭК Людмилой Лисовской.
- Социальным педагогом я работаю в колледже с 2006 года, уже двенадцать лет, - рассказала Людмила Александровна. – Эта профессия мне нравится своей многогранностью, в разных ситуациях приходится выступать в разных ролях - и психолога, и воспитателя, и педагога-организатора и отчасти юриста. В обязанности социального педагога входит работа с трудными и проблемными детьми, подростками, юношами и девушками из социально неблагополучных семей, с детьми-сиротами и инвалидами, с теми, кто отстает в учебе или пережил душевную травму.
Выявить тех студентов, кто нуждается в ее помощи, Людмиле Александровне помогают классные руководители учебных групп, воспитатели общежитий, администрация. Обращаются за советом и помощью и сами студенты, особенно в трудные минуты.
- Довольно часто к социальному педагогу обращаются те, кто за свою совсем небольшую жизнь успел уже разочароваться во многих и во многом, потерять надежду и не знает, как самостоятельно решить возникшие проблемы. Они ждут сочувствия, человеческой поддержки и конкретной помощи.
Большую роль в работе социального педагога играет и профилактика возможных осложнений тех или иных и так непростых жизненных ситуаций, в которых оказывается юноша или девушка. Различные тематические мероприятия, организуемые и проводимые социальным педагогом, призваны предупредить те или иные неверные шаги несовершеннолетних в ответ на вызовы их жизни и их окружения.
- Бывает, что за помощью и советом обращаются родители студентов, не знающие порой, как правильно поступить в тех или иных сложных ситуациях. А ситуации бывают самые разные. Приходится общаться по работе и с сотрудниками полиции, с которыми мы ведем совместную профилактическую работу. Работа социального педагога сложная, легкой её не назовешь, она требует много душевных сил. Часто приходится сталкиваться с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных родителей, с черствым отношением окружающих к проблемам «сложных» студентов. А иногда и в души наших подопечных бывает очень нелегко достучаться – они бывают озлобленными, никому не верят. Зато сколько позитивных чувств получаешь, когда удается реально помочь кому-то из наших студентов.
Социальным педагогом, убеждена Людмила Александровна, невозможно работать без желания и умения видеть и ценить в каждом несовершеннолетнем ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, и понимания, что каждый имеет собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
- Самое важное в нашей профессии – глубокое уважение к личности каждого подопечного. Стараешься все всегда делать так, чтобы несовершеннолетний поверил, послушал совета, увидел в социальном педагоге не врага, а друга и наставника.
Однако, по мнению нашей собеседницы, одними профессиональными качествами в работе социального педагога обойтись нельзя. В этой профессии необходимы любовь и желание помочь юным обрести себя в этой жизни, поддержать их, помочь решить их проблемы.
- Социальный педагог должен быть человеком искренним и добрым, им должен руководить не столько холодный рассудок, сколько любовь к человеку и чувство сострадания. Социальный педагог – это внимательный слушатель, мудрый советник, верный союзник, грамотный консультант и сторонний наблюдатель, который не навешивает ярлыков, не оценивает личность, не давит авторитетом, не задает бестактных вопросов. В нашей работе неповторим и непредсказуем каждый день.
Как рассказала Людмила Александровна, в практике социального педагога бывают случаи, когда работа не дает моментальных результатов, но ее эффект и результаты могут появиться спустя несколько лет.
С годами и с наработанным уже солидным опытом работа социального педагога не становится проще.
- Современная жизнь требует поиска новых моделей воспитания подрастающего поколения, тесного взаимодействия всех воспитательных структур общества – учебного заведения, семьи, общественности. И социальный педагог – это барометр ситуации и «погоды» в колледже, координатор действий между преподавателями – студентами – родителями, помогающий несовершеннолетнему менее травматично и более безболезненно проходить процесс социализации и плавного перехода во взрослую жизнь.
Но больше всего своих душевных сил социальный педагог, пожалуй, направляет на помощь обучающимся в колледже сиротам. Он помогает и контролирует получение ими социальных стипендий, решает вопросы с их временным жильем, а порой и с получением своей собственной квартиры.
- Интересы сирот я отстаиваю, во что бы то ни стало, - призналась Людмила Александровна. - Порой приходилось даже «воевать» с администрацией, увещевая ее, что исключением «сложных» студентов-сирот, мы можем сломать им жизнь, которая у них и без того весьма непростая. Поэтому у нас весь контингент сирот сохранён.
Вера Дармодехина
Выявить тех студентов, кто нуждается в ее помощи, Людмиле Александровне помогают классные руководители учебных групп, воспитатели общежитий, администрация. Обращаются за советом и помощью и сами студенты, особенно в трудные минуты.
- Довольно часто к социальному педагогу обращаются те, кто за свою совсем небольшую жизнь успел уже разочароваться во многих и во многом, потерять надежду и не знает, как самостоятельно решить возникшие проблемы. Они ждут сочувствия, человеческой поддержки и конкретной помощи.
Большую роль в работе социального педагога играет и профилактика возможных осложнений тех или иных и так непростых жизненных ситуаций, в которых оказывается юноша или девушка. Различные тематические мероприятия, организуемые и проводимые социальным педагогом, призваны предупредить те или иные неверные шаги несовершеннолетних в ответ на вызовы их жизни и их окружения.
- Бывает, что за помощью и советом обращаются родители студентов, не знающие порой, как правильно поступить в тех или иных сложных ситуациях. А ситуации бывают самые разные. Приходится общаться по работе и с сотрудниками полиции, с которыми мы ведем совместную профилактическую работу. Работа социального педагога сложная, легкой её не назовешь, она требует много душевных сил. Часто приходится сталкиваться с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных родителей, с черствым отношением окружающих к проблемам «сложных» студентов. А иногда и в души наших подопечных бывает очень нелегко достучаться – они бывают озлобленными, никому не верят. Зато сколько позитивных чувств получаешь, когда удается реально помочь кому-то из наших студентов.
Социальным педагогом, убеждена Людмила Александровна, невозможно работать без желания и умения видеть и ценить в каждом несовершеннолетнем ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, и понимания, что каждый имеет собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
- Самое важное в нашей профессии – глубокое уважение к личности каждого подопечного. Стараешься все всегда делать так, чтобы несовершеннолетний поверил, послушал совета, увидел в социальном педагоге не врага, а друга и наставника.
Однако, по мнению нашей собеседницы, одними профессиональными качествами в работе социального педагога обойтись нельзя. В этой профессии необходимы любовь и желание помочь юным обрести себя в этой жизни, поддержать их, помочь решить их проблемы.
- Социальный педагог должен быть человеком искренним и добрым, им должен руководить не столько холодный рассудок, сколько любовь к человеку и чувство сострадания. Социальный педагог – это внимательный слушатель, мудрый советник, верный союзник, грамотный консультант и сторонний наблюдатель, который не навешивает ярлыков, не оценивает личность, не давит авторитетом, не задает бестактных вопросов. В нашей работе неповторим и непредсказуем каждый день.
Как рассказала Людмила Александровна, в практике социального педагога бывают случаи, когда работа не дает моментальных результатов, но ее эффект и результаты могут появиться спустя несколько лет.
С годами и с наработанным уже солидным опытом работа социального педагога не становится проще.
- Современная жизнь требует поиска новых моделей воспитания подрастающего поколения, тесного взаимодействия всех воспитательных структур общества – учебного заведения, семьи, общественности. И социальный педагог – это барометр ситуации и «погоды» в колледже, координатор действий между преподавателями – студентами – родителями, помогающий несовершеннолетнему менее травматично и более безболезненно проходить процесс социализации и плавного перехода во взрослую жизнь.
Но больше всего своих душевных сил социальный педагог, пожалуй, направляет на помощь обучающимся в колледже сиротам. Он помогает и контролирует получение ими социальных стипендий, решает вопросы с их временным жильем, а порой и с получением своей собственной квартиры.
- Интересы сирот я отстаиваю, во что бы то ни стало, - призналась Людмила Александровна. - Порой приходилось даже «воевать» с администрацией, увещевая ее, что исключением «сложных» студентов-сирот, мы можем сломать им жизнь, которая у них и без того весьма непростая. Поэтому у нас весь контингент сирот сохранён.
Вера Дармодехина